Бесплатная консультация

Задайте интересующий Вас вопрос или опишите ситуацию в которой нужна наша помошь. Наш менеджер свяжется с Вами в течение 10 минут.

Ваше имя *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш вопрос *
Это поле обязательно для заполнения

Даю согласие на обработку моих персональных данных. Соглашаюсь с Политикой конфиденциальности и ознакомлен с Политикой в отношении обработки персональных данных

В помощь бухгалтеру

Статьи по валютному контролю



  1. Паспорт сделки. Зачем он нужен и его роль в таможенном оформлении. читать >>>
  2. Инструкция по заполнению паспорта сделки по контракту и по кредитному договору читать >>>
  3. Перечень документов для представления в Банк при осуществлении валютных операций (при поступлении и переводе валюты) читать >>>
  4. Подготовка документов для отчета по импортной (экспортной) сделке в соответствии с Валютным законодательством Российской Федерации читать >>>
  5. Порядок заполнения справки о подтверждающих документах читать >>>


Статьи по НДС при внешнеэкономической деятельности



  1. Возврат экспортного НДС читать >>>
  2. Налогообложение НДС консультационных услуг, оказываемых российской организацией непосредственно иностранной организации читать >>>
  3. Вычет НДС в рамках агентского договора читать >>>


Прочие статьи



  1. Порядок учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля читать >>>
  2. Агентский договор. Порядок взаимоотношения сторон, особенности бухгалтерского и налогового учета читать >>>


Более подробную информацию об отражении импорта и экспорта в бухгалтерском и налоговом учете Вы можете найти на сайте www.vedbuh.ru


Бланки документов



  1. Бланк паспорта сделки по контракту >>>
  2. Бланк паспорта сделки по кредитному договору >>>
  3. Бланк справки о валютных операциях >>>
  4. Бланк справки о подтверждающих документах >>>


Реквизиты для оплаты таможенных платежей


В соответствии с приказом ФТС России от 24.03.2010 №554 "Об организации учета денежных средств в Северо-Западном таможенном управлении" с 23 апреля 2010 года изменяется счет для уплаты таможенных и иных платежей с балансового счета №40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности" на балансовый счет №40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской федерации", имеющей следующие реквизиты:


Получатель: УФК по г.Москве (ФТС России) 
ИНН получателя - 7730176610 
КПП получателя - 773001001 
Банк получателя- Отделение №1 Москвоского ГТУ Банка России, г.Москва, 705 
БИК - 044583001 
ОКАТО - 45268595000 
Счет № 40101810400000010153 
КБК:


а) при уплате ввозной таможенной пошлины - КБК - 15311011010011000180


б) при уплате НДС и таможенных сборов - КБК - 15311009000010000180


При заполнении полей расчетных документов необходимо руководствоваться приказом Минфина России от 01.10.2009 №102н.


  1. Образец платежного поручения на уплату таможенной пошлины на Красноярскую таможню >>>
  2. Образец платежного поручения на уплату таможенных сборов и НДС на Красноярскую таможню >>>
  3. Образец платежного поручения на уплату таможенной пошлины на Находкинскую таможню >>>
  4. Образец платежного поручения на уплату таможенных сборов и НДС на Находкинскую таможню >>>
  5. Образец платежного поручения на уплату таможенной пошлины на Владивостокскую таможню >>>
  6. Образец платежного поручения на уплату таможенных сборов и НДС на Владивостокскую таможню >>>

Паспорт сделки. Зачем он нужен и его роль в таможенном оформлении.


Паспорт сделки – это документ валютного контроля, который используется для отслеживания валютных операций между резидентом и нерезидентом (расчетов и переводов через счета резидента).


Данный документ используется импортерами и экспортерами для подтверждения обоснованности платежа по сделке (контракту). Паспорта сделки позволяют Федеральной таможенной службе и валютному контролю банка отслеживать нелегальные переводы валюты заграницу.


Паспорт сделки оформляется в банке, обслуживающем компанию – импортера (экспортера), он же впоследствии выполняет функции валютного контроля. Компания-импортер (экспортер) предоставляет в банк заполненный паспорт сделки в двух экземплярах вместе с заверенной копией внешнеэкономического контракта*. Банк проверяет внешнеэкономический контракт на соответствие российскому законодательству, проверяет правильность заполнения паспорта сделки (соответствие его контракту), после чего подписывает паспорт сделки и передает один его экземпляр импортеру (экспортеру).


При оформлении импорта (экспорта) для оформления таможенной декларации необходимо предоставить заверенную руководителем копию паспорта сделки, впоследствии номер данного паспорта сделки указывается в грузовой таможенной декларации (ГТД). Это необходимо для того, чтобы отслеживать по какому паспорту сделки (контракту) сколько денежных средств было переведено заграницу и сколько товаров (услуг, работ) было поставлено (выполнено).


В ряде случаев оформление паспорт сделки не требуется, например, если товары предназначены для ввоза в другую страну и провозятся через таможню транзитом, при транспортировке припасов или таможенное оформление подходит под другие режимы, о которых идет речь в ст. 268 Таможенного кодекса РФ. Также паспорт сделки не нужен, если стоимость поставки (услуги или работы) по контракту не превышает 5000 долларов США и если декларируются товары, которые ввозятся не для коммерческих целей, что прописывается во внешнеэкономическом контракте.


Основными нормативными актами, регламентирующими оформление паспорта сделки и инструкции по его оформлению, являются:


  1. Таможенный Кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ
  3. Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И (ред. от 12.08.2008) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".


*в банках принимающих паспорта сделки, подписанные ЭЦП, по телекоммуникационным каналам (банк-клиентам) предоставляется 1 экземпляр, некоторые банки просят предъявить также оригинал контракта.



Перечень документов для представления в Банк при осуществлении валютных операций (при поступлении и переводе валюты)


1. Если на счет резидента поступает валюта от нерезидента (иностранной организации) за поставленные ему товары (услуги, работы), то не позднее 7 дней после зачисления денежных средств на счет, в банк должны быть предоставлены следующие документы:


  • Заверенная копия контракта на поставку товара (услуг, работ). Если оплата производить без заключения контракта, то предоставляется заверенная копия инвойса и его перевод.
  • Справка о валютных операциях
  • Распоряжение на списание иностранной валюты с валютного транзитного счета.


Все поступления в валюте от сторонних организаций поступают на валютный транзитный счет. В течение 7 дней после зачисления эти поступления должны быть переведены на текущий валютный счет или конвертированы на рублевый счет, для этого необходимо заполнить распоряжение на списание иностранной валюты.


2. При зачислении средств на банковский счет в Российских рублях, резидент предоставляет в банк Справку о поступлении валюты Российской Федерации. Срок представления данной справки - не позднее 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены операции по контракту.


3. При осуществлении переводов в иностранной валюте в банк представляются следующие документы:


  • Заявление на покупку валюты
  • Документ, обосновывающий перевод денег, например, внешнеэкономический контракт, приложение к контракту или инвойс.
  • Заявление на перевод иностранной валюты
  • Справка о валютных операциях.


Все документы предоставляются в день осуществления перевода.


4. При списании с банковского счета средств в рублях резиденты и нерезиденты представляют в банк следующие документы:


  • расчетный документ, содержащий в поле "Назначение платежа" перед текстовой частью следующую информацию:
    • - код вида валютной операции;
    • - номер ПС (если по данной валютной операции предусмотрено оформление ПС).
  • Документы, являющиеся основанием для проведения операции


Подготовка документов для отчета по импортной (экспортной) сделке в соответствии с Валютным законодательством Российской Федерации


В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном «Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» Центрального Банка Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 258-П, в банк представляются документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.


В качестве подтверждающих документов могут использоваться следующие документы: грузовая таможенная декларация (ГТД), накладные и счета-фактуры, акты выполненных работ и др.


Подтверждающие документы представляются резидентом в банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.


Банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о подтверждающих документах и в сведениях, содержащихся в подтверждающих документах. Представленные резидентом справки проверяются сотрудником банка в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк. В случае надлежащего заполнения и оформления указанных справок оба экземпляра справок подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью банка. Один экземпляр справок в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк, возвращаются резиденту.


Срок представления указанных документов - не позднее:


  • 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска таможенными органами ввозимых товаров на таможенную территорию РФ либо вывозимых товаров с таможенной территории РФ (в грузовой таможенной декларации - дата в графе "D");
  • 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом грузовой таможенной декларации (дата в регистрационном номере в графе "А" ГТД) - по ввозимым на таможенную территорию РФ товарам, которые в соответствии со статьёй 150 Таможенного Кодекса РФ выпускаются таможенными органами до подачи таможенной декларации (например: товары, ввозимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; скоропортящиеся товары; живые животные; радиоактивные материалы; международные почтовые отправления и экспресс- грузы);
  • 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ без подачи таможенной декларации (ввоз/вывоз в Белоруссию), либо документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления подтверждающих документов в этом случае является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон либо дата составления подтверждающего документа.


В случае изменения данных о стоимости товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в Банк предоставляется новая справка о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после даты оформления документов, подтверждающих изменение стоимости.


Срок хранения справки резидентами


Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;


Штраф за нарушения


В соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях: «Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок – влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей».



Возврат экспортного НДС


Под экспортом товаров (работ, услуг) согласно ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации понимается вывоз товаров, (работ, услуг) с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.


В соответствии со статьей 164 Налогового Кодекса Российской Федерации налогообложение по налогу на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.


Согласно статье 165 НК РФ налогоплательщик обязан подтвердить правомерность применения налоговой ставки 0% путем представления в налоговые органы налоговой декларации и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ. В таком же порядке подтверждается правомерность налоговых вычетов, произведенных организацией в связи с экспортом товаров.


Для подтверждения обоснованности и правомерности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, должны быть представлены в полном объеме, и соответствовать всем требованиям, установленным ст. 165 НК РФ.


В соответствии со статьей 165 НК РФ в налоговые органы представляются следующие документы:


  • внешнеэкономический контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация (ГТД) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
  • копии транспортных, товаросопроводительных документов и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.


При исчислении налога на добавленную стоимость по операциям при реализации товаров налогообложение, которых производится по налоговой ставке 0%, налогоплательщик вправе производить налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ.


При этом пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлен порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0%. Согласно данному порядку указанные суммы налога принимаются к вычету при условии представления в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, то есть на момент определения налоговой базы, установленной статьей 167 НК РФ.


В соответствии с п.4 статьи 176 НК РФ налоговые вычеты при реализации товаров, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 %, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.


В соответствии с п.9 статьи 165 НК РФ указанные документы, представляются налогоплательщиком для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. В случае, если эти документы не представлены по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенном режиме экспорта, то операция по реализации этих товаров подлежат налогообложению по ставке 18% (10%). Это значит, что налогоплательщик должен включить в налоговую базу по НДС стоимость товаров, реализованных иностранному покупателю, и, соответственно, исчислить с нее НДС и уплатить налог в бюджет.


Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 %, уплаченные суммы налога подлежат возврату в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.


При определении цены реализуемого товара при заключении контракта (договора) с иностранным покупателем необходимо руководствоваться статьей 40 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товара, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.



Следует ли исчислять НДС в отношении консультационных услуг, оказываемых российской организацией непосредственно иностранной организации, а не ее представительству на территории РФ?


Письмо Минфина России от 29.01.2010 № 03-07-08/21


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении консультационных и маркетинговых услуг, оказываемых российской организацией иностранной организации, имеющей представительство на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.


В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.


Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, согласно положениям пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 данной статьи Кодекса место реализации консультационных и маркетинговых услуг определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.


Таким образом, местом реализации консультационных и маркетинговых услуг, оказываемых российской организацией непосредственно иностранной организации, а не ее представительству, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не облагаются.


Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора 
Департамента налоговой 
и таможенно-тарифной политики 
Н.А.КОМОВА 
29.01.2010



Вычет НДС в рамках агентского договора


Нередко фирмы импортируют товары через посредника. Для проведения такой сделки стороны могут заключить агентский договор. В соответствии с ним агент обязуется за вознаграждение купить товар от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Во исполнение контракта посредник заключает договор поставки с иностранным поставщиком и уплачивает таможенные платежи за ввозимый в Россию товар, в том числе НДС. В опубликованном Письме Минфин разъясняет, в каком порядке принципал может принять к вычету НДС, уплаченный агентом при таможенном оформлении импортного товара.


Как отмечают финансисты, вычет входного НДС по ввезенным на таможенную территорию России товарам возможен при соблюдении ряда условий. Так, данные товары должны быть:


- использованы для проведения операций, признаваемых объектом обложения НДС;


- приняты к учету у принципала.


Также заказчик должен иметь в наличии документы, служащие основанием для принятия к вычету НДС. В этом случае такими бумагами будут:


- грузовая таможенная декларация (ее копия) на ввозимые товары, оформленные в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления или временного ввоза;


- платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу сумм НДС агентом за принципала.


Как мы отметили ранее, по условиям агентского договора агент может действовать как от имени заказчика, так и от своего имени. В первом случае выполнение указанных условий не вызовет особых затруднений. Ведь необходимые документы, в том числе таможенная декларация, будут оформлены на имя принципала. А значит, никаких проблем с зачетом "таможенного" НДС у него не возникнет. Если же агент действует от своего имени, то дело будет обстоять немного сложнее. В таком случае вся документация будет оформлена продавцом на имя посредника. Что касается таможенного оформления, то здесь декларантом может выступать как сам принципал, так и агент. Перечислять НДС при ввозе будет посредник. На сумму налога, уплаченную таможенному органу, агент перевыставляет принципалу счет-фактуру от своего имени. Причем выделенный в этом документе НДС должен соответствовать сумме, указанной в таможенной декларации (Письмо Управления ФНС России по г. Москве от 08.12.2004 N 24-11/79072). В названном Письме налогового ведомства отмечается, что счета-фактуры будет вполне достаточно для подтверждения принципалом права на вычет налога. Однако, по мнению финансистов, принять к вычету "таможенный" НДС можно на основании таможенной декларации (ее копии) и платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС. Никаких исключений из данного правила для импортных операций через посредника нет. Отсюда следует, что именно эти документы принципал должен будет зарегистрировать в Книге покупок в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету.


КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 28.08.2007 N 03-07-08/242



Порядок учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля


Приказ ФСТЭК РФ от 31 марта 2010 года N 165


В соответствии с Федеральным законом "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст. 3774; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 49, ст. 6044, ст. 6079; 2009, N 19, ст. 2279) и Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2005, N 13, ст. 1138; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431), приказываю:


1. Утвердить:


порядок учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля согласно приложению N 1;

форму учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля согласно приложению N 2.


2. Настоящий Приказ вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования.

Директор

Федеральной службы по техническому и экспортному контролю

С.Григоров


Приложение N 1


I. Общие требования


1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст. 3774; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 49, ст. 6044, 6079; 2009, N 19, ст. 2279) и Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2005, N 13, ст. 1138; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431), и устанавливает требования к ведению российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее, если не оговорено особо, - участники внешнеэкономической деятельности) учета совершаемых ими внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля, в том числе с:


а) сырьем, материалами и оборудованием (далее - товары) - при их вывозе за пределы Российской Федерации, а также передаче иностранному лицу или международной организации на территории Российской Федерации;


б) научно-технической информацией (за исключением общедоступной информации) в виде программного обеспечения, чертежей, схем, расчетов, диаграмм, инструкций, отчетов и иных документов, относящейся к разработке, изготовлению, испытаниям и использованию (применению) конкретных видов товаров, - в случае ее передачи, в том числе осуществляемой по электронным каналам связи либо посредством пересылки в почтовом отправлении, или раскрытия иным образом иностранному лицу или международной организации;


в) работами и услугами (включая образовательные) научно-технического характера, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), за исключением результатов интеллектуальной деятельности, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлена правовая охрана, и прав на них, имеющими отношение к товарам и информации, указанным в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, - в случае если заказчиком таких работ, получателем таких услуг и результатов интеллектуальной деятельности (приобретателем прав на них) является иностранное лицо или международная организация.


1.2. Учет внешнеэкономических сделок ведется в журнале учета внешнеэкономических сделок (далее - учетный журнал) по установленной форме.


Учетный журнал может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде при условии, что все учетные записи продублированы в целях обеспечения сохранности на электронных носителях информации и имеется возможность для выведения этих записей на бумажные носители.


1.3. Учетный журнал, в случае его ведения на бумажном носителе, должен быть прошнурован и пронумерован. На последней странице прошнурованного и пронумерованного учетного журнала проставляются дата начала ведения журнала и количество содержащихся в нем страниц, которые подтверждаются подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) и заверяются печатью юридического лица (печатью индивидуального предпринимателя, при ее наличии).


1.4. При ведении учетного журнала в электронном виде российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны не позднее одного месяца после окончания календарного года вывести журнал на бумажные носители с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Порядка.


1.5. Ведение учетного журнала осуществляется уполномоченным на то должностным лицом. Каждая запись в учетном журнале обозначается номером с проставлением даты, когда она была произведена.


Записи в учетном журнале формируются на основе полученных из коммерческих, транспортных (перевозочных), таможенных и иных документов (далее - учетные документы) сведений о внешнеэкономической сделке.


1.6. Записи вносятся в учетный журнал по факту совершения внешнеэкономической сделки, т.е. на момент отражения произведенных по ней внешнеэкономических операций в учетных документах, на основании которых ведется бухгалтерский учет, независимо от сроков поступления платы за товары, информацию, работы, услуги или результаты интеллектуальной деятельности (права на них), являющиеся предметом этой сделки.


Записи в учетном журнале могут содержать ссылки на учетные документы с указанием их местонахождения. В этом случае соответствующие сведения из учетных документов считаются охваченными учетной записью.


1.7. Исправление ошибок в учетном журнале должно быть обосновано, подтверждено подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо лица, уполномоченного на ведение учетного журнала, и заверено печатью юридического лица (печатью индивидуального предпринимателя, при ее наличии).


1.8. Ведение учетного журнала, а также документирование фактов, относящихся к внешнеэкономическим сделкам, осуществляется на русском языке. Учетные документы, составленные на иностранном языке или языках народов Российской Федерации, должны иметь построчный перевод на русский язык.


II. Заполнение учетного журнала


2.1. В графе 1 указывается порядковый номер внешнеэкономической сделки.


2.2. В графе 2 указывается дата внесения учетной записи.


2.3. В графе 3 указываются номер (при его наличии) и дата внешнеторгового договора (контракта), включая дополнительные соглашения к нему, или иного документа, на основании которого совершается внешнеэкономическая сделка.


2.4. В графе 4 указываются сведения об иностранном участнике внешнеэкономической сделки (иностранном лице), являющемся получателем товаров, информации, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (приобретателем прав на них) или заказчиком работ: наименование и местонахождение (адрес) - для юридического лица, фамилия, инициалы и место проживания - для физического лица.


2.5. В графе 5 указывается наименование предмета внешнеэкономической сделки и приводятся краткие сведения о его функциональном назначении.


2.6. В графе 6 указывается результат идентификации предмета внешнеэкономической сделки на его принадлежность (непринадлежность) к продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль <*>, со ссылкой на подтверждающий документ (техническая справка, составленная участником внешнеэкономической деятельности, заключение ФСТЭК России или экспертной организации, получившей в установленном порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля).

--------------------------------


<*> Номенклатура продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль, определяется списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации.


2.7. В графе 7 указывается регистрационный номер таможенной декларации, в соответствии с которой осуществлялось перемещение товара или материального носителя информации, являющихся предметом внешнеэкономической сделки, через таможенную границу Российской Федерации.


III. Заключительные положения


3.1. Участники внешнеэкономической деятельности должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета совершаемых внешнеэкономических сделок.


3.2. Участники внешнеэкономической деятельности предоставляют доступ к информации по учету внешнеэкономических сделок и документам, на основании которых он ведется, должностным лицам ФСТЭК России или ее территориальных органов при осуществлении ими в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и в пределах предоставленных полномочий государственного контроля (надзора).


3.3. Учетные журналы и учетные документы хранятся участниками внешнеэкономической деятельности не менее трех лет, если более длительный срок их хранения не установлен законодательством Российской Федерации.


Приложение N 2


Форма учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля


N п/пДатаДокумент, на основании которого совершается внешне-экономическая сделкаСведения об иностранном участнике внешне-экономической сделкиСведения об предмете внешне-экономической сделкиРезультат идентификации предмета внешне-экономической сделкиНомер таможенной декларации
1234567



Агентский договор. Порядок взаимоотношения сторон, особенности бухгалтерского и налогового учета.


1. Схема взаимоотношений Агента с Принципалом и третьими лицами по поручению Принципала в ходе исполнения агентского договора. 
2. Особенности налогообложения при работе по агентскому договору. 
2. 1. Ндс. 
2. 2. Налог на прибыль. 
3. Особенности бухгалтерского учета в рамках агентского договора.


1. Схема взаимоотношений Агента с Принципалом и третьими лицами по поручению Принципала в ходе исполнения агентского договора.


В соответствии с действующим законодательством агент в ходе исполнения агентского договора составляет следующие документы:


  1. Отчет агента о выполнении поручения принципала. В соответствии со ст. 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.
  2. По общему правилу к отчету агента должны быть приложены документы, подтверждающие выполнение агентом своих обязательств и произведенные им расходы.
  3. Также агент обязан составлять общепринятые документы: акты приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), накладные, счета-фактуры, счета.
  4. Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым принципалом.


По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.


2. Особенности налогообложения при работе по агентскому договору.


При работе по агентскому договору возникают особенности исчисления налоговой базы по НДС и налогу на прибыль.


2.1. НДС.


Налогоплательщики НДС при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе агентских договоров, определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (или любых иных аналогичных доходов) при исполнении агентских договоров (статья 156 части второй НК РФ). 

Налоговая база по НДС для агентского договора определяется как сумма дохода, полученная агентом в виде вознаграждений (ст.156 НК РФ). Суммы, полученные от принципала для исполнения сделки (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов), в налоговую базу не включаются. 

Порядок выставления счетов-фактур при посреднических договорах установлен Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 ). В соответствии с п. 3 указанных Правил агенты, совершающие действия от своего имени, хранят счета-фактуры, полученные от продавцов по приобретенным для принципала товарам, в журнале учета полученных счетов-фактур. В книге покупок не регистрируются счета-фактуры, полученные агентом от принципала по переданным для реализации товарам либо от продавца товаров, выписанные на имя агента (п. 11 Правил).


2.2. Налог на прибыль.


  1. Не являются доходами агента доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору (подпункт 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
  2. Не являются доходами агента доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего агенту в счет возмещения затрат, произведенных им за принципала, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов агента в соответствии с условиями заключенных договоров.
  3. Не являются расходами агента расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного агентом в связи с исполнением обязательств по агентскому договору (подпункт 9 статьи 270 части второй НК РФ).
  4. Не являются расходами агента расходы, произведенные агентом в счет оплаты затрат за принципала, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов агента в соответствии с условиями заключенных договоров.


Следовательно, налоговой базой при исчислении налога на прибыль для агента будет являться только величина комиссионного вознаграждения. При этом для целей налогообложения такие суммы принимаются в зависимости от метода признания доходов и расходов, определенных учетной политикой агента в соответствии с действующим налоговым законодательством.


Если агент применяет для этих целей метод начисления, то датой получения дохода от реализации посреднических услуг признается дата фактического оказания этих услуг (ст.271 НК РФ ), которая определяется на основании агентского договора:


- по окончании операции (поручения); 
- на последнюю дату отчетного периода по договору (если договор долгосрочный или предусматривает выполнение нескольких операций в течение определенного периода); 
- на дату представления отчета агентом.


Если агент имеет право на определение доходов и расходов по кассовому методу (при условии выполнения требований ст.273 НК РФ), то датой получения дохода признается день поступления средств от принципала (в виде вознаграждения) на счета в банках и (или) в кассу, поступления в оплату иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед ним иным способом.


Агент должен документально подтвердить все расходы, произведенные им по договору. Иначе сумма их компенсации будет считаться безвозмездно полученными средствами и, соответственно, будет подлежать включению в состав внереализационных доходов и облагаться налогом на прибыль. Копии всех документов, подтверждающих произведенные агентом расходы, по общему правилу прилагаются к отчету агента.


Не следует устанавливать в договоре сумму вознаграждения с учетом компенсации расходов агента по договору. Это приводит к необоснованному завышению выручки агента. Кроме того, агент не может включить такие расходы в себестоимость, поскольку по ГК РФ они должны возмещаться принципалом. По этой же причине агент не может принять к вычету НДС по ним.


3. Особенности бухгалтерского учета в рамках агентского договора.


Все расчеты в рамках агентского договора в учете Агента отражаются на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредитора». 
Все расходы, связанные с агентским договором, Агент должен отражать на сч. 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредитора», для того чтобы при получении выручки от реализации товара данные расходы вместе с агентским договором вычесть из задолженности перед Принципалом.


Если Принципал предоставляет Агенту аванс на исполнение поручения, тогда аванс следует отразить проводкой: 

Д 51 К 76 – перечислены денежные средства на производство товара агенту от принципала. Денежные средства, которые агент получил в качестве компенсации затрат по договору, выручкой не считаются. 

Поэтому они по кредиту счета 90 "Продажи" не учитываются. 


Схема бухгалтерских проводок по агентскому договору будет выглядеть следующим образом:


Дебет 60 Кредит 51 
Содержание операции.
 Оплачены работы, услуги организаций, связанные с исполнением договора (с учетом НДС). 
Документальное оформление 
1. Выписка банка.


Дебет 76 Кредит 60 
Содержание операции. Отражены расходы по оплате работ, услуг сторонних организаций, которые по договору возмещаются принципалом (с учетом НДС). 
Документальное оформление. 
1. Счета-фактуры полученные от поставщиков-исполнителей (в книге покупок не регистрируются). 
2. Накладные, акты приемки, полученные от поставщиков-исполнителей.


Дебет 002 
Содержание операции.
 Поступила агенту готовая продукция от поставщиков-исполнителей. 
Документальное оформление. 
1. Накладная от поставщика. 
2. Извещение агента принципалу о поступлении готовой продукции.


Кредит 002 
Содержание операции. Готовая продукция передана принципалу. 
Документальное оформление 
1. Накладная от имени агента, либо акт о передаче. 
2. Счет-фактура от имени агента на сумму переданной готовой продукции (в книге продаж агента не регистрируется).


Дебет 76 Кредит 90.1 
Содержание операции.
 Отражено агентское вознаграждение. 
Дебет 90.3 Кредит 76.Н.1 или 68.2 
Содержание операции. Начислен НДС с суммы агентского вознаграждения. 
Документальное оформление 
1. Отчет агента. 
2. Копии первичных документов от поставщиков-исполнителей. 
3. Счет-фактура от имени агента на сумму агентского вознаграждения (регистрируется в книге продаж).


Дебет 51 Кредит 76 
Содержание операции. Получены от принципала компенсация расходов по агентскому договору (с учетом НДС) и агентское вознаграждение 
Документальное оформление 
1. Выписка банка.